Мишель Пастуро, "Черный. История цвета", 2017 (фр.- 2008): Данная монография является продолжением масштабного проекта французского историка Мишеля Пастуро — истории цвета в западноевропейских обществах, от Древнего Рима до XVIII века, начатого им с исследования отношений европейцев с синим цветом. На этот раз в центре внимания Пастуро один из самых загадочных и противоречивых цветов с весьма непростой судьбой — черный. Автор предпринимает настоящее детективное расследование приключений, а нередко и злоключений черного цвета в западноевропейской культуре. Цвет первозданной тьмы, Черной смерти и Черного рыцаря, в Средние века он перекочевал на одеяния монахов, вскоре стал доминировать в протестантском гардеробе, превратился в излюбленный цвет юристов и коммерсантов, в эпоху романтизма оказался неотъемлемым признаком меланхолических покровов, а позднее маркером элегантности и шика и одновременно непременным атрибутом повседневной жизни горожанина. Отрывки, обзоры: http://www.nlobooks.ru/node/7718 https://www.academia.edu/10706944/Fiche_de_lecture_de_Noir._Histoire_dune_couleur_de_Michel_Pastoureau Предисловие к англ. изд-ю (2008): Чёрный - любимый цвет священников и кающихся грешников, художников и аскетов, модельеров и фашистов - всегда обозначал диаметрально противоположные идеи: власть и смирение, грех и святость, протест и конформизм, богатство и бедность, добро и зло. В этом великолепном и богато иллюстрированном труде признанный автор книги "Синий. История цвета" рассказывает теперь захватывающую социальную историю чёрного цвета в Европе. "В начале была тьма", говорит нам Мишель Пастуро. Чёрный, типичный цвет темноты и смерти, был связан в раннехристианский период с адом и дьяволом, но и с монашеской добродетелью. В эпоху средневековья он стал привычным для придворных и признаком королевской роскоши. Чёрный приобрел новые значения у европейцев раннего Нового времени, поскольку те начали печатать слова и изображения в чёрно-белых тонах и, в конце концов, впитали заявление Исаака Ньютона, что чёрный не является никаким цветом вообще. Во времена эпохи романтизма чёрный был другом меланхолии, в то время как в XX веке стал (как и белый) властвовать над искусством, печатью, фотографией и кино, вернув себе, наконец, статус истинного цвета. Для Пастуро история любого цвета должна быть, в первую очередь, социальной историей, потому что именно общества задают цветам всё - от их меняющихся имен до изменяющихся значений, и чёрный в этом отношении является образцовым. В красках, тканях и одежде, в живописи и других художественных работах чёрный всегда был для европейских обществ мощным - и амбивалентным - создателем социального, символического, и идеологического значения. Своим поразительным замыслом и остроумным текстом "Чёрный" приведёт в восхищение любого интересующегося историей моды, искусства, медиа, или дизайна. Рецензии: http://www.caareviews.org/reviews/1634#.WNK5hVchTDc https://communicationorganisation.revues.org/682 - Интервью с автором о книге: http://www.lepoint.fr/actualites-chroniques/2008-11-13/pastoureau-le-noir-tout-un-symbole/989/0/291361 См. также: - Добропорядочный цвет: чёрный // Пастуро М. Символическая история европейского средневековья (2012): http://historylib.org/historybooks/Mishel-Pasturo_Simvolicheskaya-istoriya-evropeyskogo-srednevekovya/51 - Pastoureau M. Du bleu et du noir: éthiques et pratiques de la couleur à la fin du Moyen Âge: http://www.persee.fr/doc/medi_0751-2708_1988_num_7_14_1097 - Burde C. Bedeutung und Wirkung der schwarzen Bekleidungsfarbe in Deutschland zur Zeit des 16. Jahrhunderts (PhD Dissertation, Universität Bremen, 2004): http://elib.suub.uni-bremen.de/peid=D00001214 - Biller P. The Black in Medieval Science: What Significance? http://www.medievalists.net/2012/07/the-black-in-medieval-science-what-significance/